Разгрузка вниз или разгрузка вверх?

В этой статье разберём, почему разгрузка вниз для человека, пришедшего на занятие к инструктору, будет более актуальной несмотря на то, что на начальном этапе является более трудозатратной. Вы можете придерживаться своего мнения, и я вас не буду пытаться переубедить. Но меня часто спрашивают: почему я обучаю в первую очередь разгрузке вниз?

Достаточно много времени я пытался разобраться, что лучше: разгрузка вверх или вниз, и что для чего нужно. И наконец-то спустя время я могу ответить на этот вопрос.
Я всегда хочу достичь в обучении простоты и лёгкости для достижения прогресса. Но когда человек приходит ко мне на занятие с желанием ехать лучше, моя задача научить новым движениям и дать возможность прочувствовать новые ощущения в скольжении снаряда. Ведь уйдя с занятия, он сможет проработать все движения и ехать стабильней. «Поворот разгрузка вверх» – это приобретаемый навык, который является интуитивным и простым в обучении. А вот «поворот разгрузка вниз» – это приобретаемый навык, которому нужно научить, в обучении его считают более сложным и затратным. Но подмечу плюсы самого «поворота разгрузки вниз»:
1. Можно ехать разный радиус.
2. Поворот подходит для разбитых склонов.
3. Поворот подходит для более крутых склонов.
4. В повороте не нужно удерживать «низкую позицию – долго» или садиться в «низкую позицию – постепенно». Достаточно динамично «сесть вниз для перекантовки», а после перекантовки – плавно разгибать ноги.
5. При разгибании ног легче и проще учиться работать голеностопом.
6. Фаза «инициации» короткая, а значит человеку проще научиться правильно садиться.
7. В фазе «ведения» человек учится откидывать плечи в заклон на заднем канте, а на переднем канте смещать таз ближе к центру поворота и удерживать его в правильной оси над передним кантом, что положительно влияет при базовом карвинге.
8. На крутых склонах понятие #РАСЛАБЬСЯВДОСКУ очень круто работает за счёт более ярко выраженных внешних сил, действующих на райдера. Достаточно расслабить ноги, перестать сопротивляться, как ЦМ (центр масс) вжимает в сноуборд и в следующий поворот.
Давайте теперь перейдём к более глубокому разбору двух поворотов.

Описание движений «Разгрузки вниз»

1. Из траверса в верхней стойке: переносим вес на переднюю ногу путём сгибания коленных и голеностопных суставов в сторону поворота.
2. В момент сгибания ног – доска раскантовывается. В максимально низкой стойке – доска лежит на всей плоскости скользящей поверхности.
3. Заклоняемся в поворот – доска встаёт на противоположный кант.
4. С момента смены канта начинаем возвращать вес на две ноги и увеличивать давление на сноуборд путём разгибания тазобедренного и коленных суставов и частичного разгибания голеностопных суставов, тем самым растягивая продольную и вертикальную работу на всю длину фазы ведения поворота.
*Важно на заднем канте: в голеностопе происходит частичное и совсем небольшое по амплитуде разгибание.
*Ноги не должны быть максимально разогнутыми в конце фазы ведения.

Как вы понимаете из описаний движений, максимально низкая стойка у нас в момент перекантовки. Это то короткое время, когда нужно находиться в оптимально низком положении, а дальше ваша задача плавно увеличивать давление на сноуборд, путём разгибания ног. И важный момент: ноги в конце фазы ведения не должны быть полностью прямыми.
Таким образом у человека есть возможность научиться:
1) Правильно садиться вниз к сноуборду. Ведь если человек делает это не правильно, то на пологом склоне будет потеря равновесия из-за неправильной вертикальной работы, а на крутом склоне доска будет не охотно разворачиваться вниз к линии падения воды.
2) Правильно работать заклоном.
3) Правильно работать голеностопом.
4) Прочувствует ведение поворота с вертикальной работой.
5) На крутом склоне начнёт более ярко чувствовать и использовать внешние силы.

К тому же вся вертикальная работа должна быть оптимальной. Для разного уклона и радиуса амплитуда будет разной. Какие ошибки чаще всего допускаются:
1) В момент инициации человек ломается в пояснице, сгибает только верхнюю часть тела.
2) Перекантовка за счёт разгибания, а должно быть за счёт сгибания.
3) Резаное ведение является следствием неправильного положения частей тела в инициации или сильного заклона.
Как исправить ошибки:
1) Расслабить ботинки и попробовать «разгрузку вниз» на пологом склоне. Руки лучше поднять вверх или положить на голову, чтобы человек садился только за счёт ног (допустима небольшая амплитуда).
2) Упражнение на тайминг: взяться руками под колени и зафиксировать верхнюю часть корпуса, сделать несколько поворотов. Обычно у ученика появляется желание сесть ниже в момент перекантовки и встать во время ведения.
3) Проделали 1 и 2 упражнение, теперь едем перед учеником, задавая траекторию движения и скорость. Для правильного заклона – руки тянем вверх.

Мы разобрали, как совершается «разгрузка вниз». Теперь перейдём к разбору другого типа поворота.
На фотографиях примеры ошибок учеников в начале обучения.

Описание движений «Разгрузки вверх»


1. Из траверса в нижней стойке переносим вес на переднюю ногу путём разгибания коленных и голеностопных суставов в сторону поворота.
2. В момент разгибания ног – доска раскантовывается.
3. В максимально высокой стойке – доска лежит на всей плоскости скользящей поверхности.
4. Заклоняемся в поворот – доска встаёт на противоположный кант.
5. С момента смены канта начинаем возвращать вес на две ноги и увеличиваем давление на сноуборд путём сгибания тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, растягивая продольную и вертикальную работу на всю длину фазы ведения поворота.
В момент перекантовки у нас будет максимально высокая стойка и положение тела, что способствует нестабильности из-за высокого ЦМ (центра масс). Но на трассах зелёного/синего типа, где умеренный уклон, движение будет довольно расслабленным и лёгким. В фазе ведения нам нужно плавно сесть, создавая постепенное давление в сноуборд. Надо учитывать, что движение в фазе ведения само по себе уже довольно непростое, даже если мы говорим про те самые зелёные/синие трассы.
Если мы разберём вертикальную работу в фазе ведения и будем просить человека сесть ниже, да ещё в самый важный момент поворота в фазе ведения, то будет получаться что-то такое на заднем канте, как на Фотографии 3. А на переднем канте ЦМ (центр масс) будет всегда находится вне оси, как это видно на Фотографии 4.
Фотография 3: «что-то такое на заднем канте»
Фотография 4: «ЦМ вне оси»
Переучиваться всегда сложно. А когда человек умеет уже кататься, но с ошибками, то становится вдвойне тяжелее показывать и учить его тому, что он уверен «и так умеет делать». Именно поэтому нужно давать кардинально другие движения. Тогда и происходит обучение новому и исправление старого. В процессе человеку начинает нравится, как едет доска: появляется стабильность, управляемость. И как следствие, становится легче накатать нужное с правильными движениями. А если ученик настроен на обучение и будет следить и накатывать упражнения, то, конечно, прогресс придёт быстрее.

Не нужно меня закидывать помидорами и говорить, что я противник поворотов с «разгрузкой вверх». Я даю повороты с разгрузкой вверх после того, как человек проработал предшествующие этому упражнения. Ну и нельзя ехать весь склон только одной техникой: разгрузка вверх и вниз в свободном катании используется как комбинированная. Если мы, конечно, не говорим о демонстрации на видео или для ученика.

Буду благодарен вам за обратную связь.

Made on
Tilda